Духовно-нравственные основы воспитания подростков ​с учётом полоролевой идентификации

(МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт психологии и педагогики Международный компетентностный центр инклюзивного образования)

 

Родителям

 

Принципы отношений взрослых и детей

 

 

1. Принцип равенства. Мир детей и мир, взрослых совершенно равноправные части мира человека.

 

2. Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой осо­бую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание -движение содержания мира детства в мир взрослости.

 

3. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательс­тва, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.

 

4. Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.

 

5. Принцип соразвития. Процесс развития мира детей идет парал­лельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактулизации, как ребенка, так и взрослого (Роджерс).

 

6. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.

 

7. Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Нена­висть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.

 

Советы родителям

 

 

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отно­шении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком. 5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проеци­ровать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:

- уверенность, базирующуюся на объективной самооценке;

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружаю­щих;

— интеллектуальную любознательность и готовность к исследо­вательскому риску;

- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

- умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка родителям от ребенка

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.

3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.

4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой и в каждом случае.

5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.

6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делим • что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достичь таким образом еще больших «побед».

7. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу!». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

8. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь, став «плаксой» и «нытиком».

9. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделан себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

10. Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня использовать их в дальнейшем.

11 . Не поправляйте меня в присутствии посторонних лиц. Я об­ращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

12. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конф­ликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минималь­ным. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.

13. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

14. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смер­тный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

15. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

16. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

17. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

1 8. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

19. Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.

20. Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня: у меня своих — невпроворот.

21. Не требуйте от меня большего, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, а если плохую — отвергаем. Не торгуйте святым чувством.

22. Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.

23. Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.

24.В конце концов, любите меня таким, каков я есть. Я отвечу им тем же.

 

Родителям о пьянстве, алкоголизме, наркомании и токсикомании

Пьянство и алкоголизм

В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков, которые рассматривают спиртные напитки как непременный атрибут развлечений, а сам акт пьянства - как проявление мужественности и самостоятельности. Наиболее широко пьянство распространено среди подростков с девиантным поведением и не­совершеннолетних правонарушителей. Как показывают результаты исследований, чем больше подростковая группа склонна к правона­рушениям, тем активнее в ней процветает пьянство.

У подростка, начинающего пить, большое значение имеют моти­вы подражания, то есть подросток пьет не столько ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и психического комфорта, сколько ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеет повышен­ное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков служит проявлением оппозиции, эмансипа­ции. Девочки, как правило, пьют тайком или в компании старших подростков.

Для подростков характерны специфические формы опьянения: во-первых, вместо чувства эйфории и успокоенности проявляет­ся злобность, агрессивность, сопровождаемые противоправными поступками и даже суицидальным поведением; во-вторых, на фоне двигательной расслабленности вдруг отмечается непрогнозируемое, импульсивное поведение; в-третьих, даже после приема небольших доз алкоголя наступает глубокое оглушение, доходящее порой до сту­пора.

В процессе алкоголизации подростки быстро теряют и так нестой­кий интерес к учебе. Употребление спиртных напитков обычно со­провождается пропусками уроков без уважительных причин, уходами из дома, бродяжничеством, правонарушениями.

 

Социальные факторы, способствующие формированию пьянства и алкоголизма у подростков:

- бытовые традиции народа;

— социальный статус подростка (семейное положение, матери­альная обеспеченность, образ жизни);

— этническая и религиозная принадлежность;

— влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, тусовка).

По некоторым данным, более чем в 75% случаев приобщение детей и подростков к спиртным напиткам происходит в семье, под влиянием родителей и близких родственников. Если в семье под­ростку разрешено пить, то алкоголизм у него развивается примерно в 9 раз чаще, чем там, где употребление алкоголя детьми считается недопустимым.

 

К психологическим факторам относят личностные особенности, для которых характерны:

- резкие колебания настроения;

- неустойчивость интересов;

- чувствительность;

- повышенная рефлексия и склонность к самоанализу;

— излишняя самоуверенность;

- переоценка своих возможностей;

- одновременное проявление полярных качеств психики (само­уверенность и легкая ранимость, развязность и застенчивость, нежность и жестокость и др.).

К биологическим факторам (врожденным и приобретенным) от­носят:

- нарушения процесса обмена веществ;

- расстройства эндокринной системы;

- неполноценность высших отделов центральной нервной сис­темы;

- патология характера;

- некоторые психические болезни.

Исследователями накоплен большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях пьющих родителей, более подвержены алкоголизации, нежели дети здоро­вых родителей. Но нет достаточных оснований для утверждения, что алкоголизм — наследственная болезнь. Наследуется скорее не сам алкоголизм, а характерологические и биологические особенности личности, способствующие его развити